Фиджийская морская дева
Это один из наиболее популярных экспонатов в кабинетах редкости XIX века. Мумии полуприматов-полурыб владельцы коллекций получали от моряков, которые выкупали морских дев у японских рыбаков у берегов Фиджи.
Впервые фиджийская русалка стала широко известна благодаря Финеасу Тейлору Барнуму, владевшему Американским музеем в Нью-Йорке.
Русалку Барнум арендовал у Мозеса Кимбалла за 12 с половиной долларов в неделю, а посетителям выставки рассказывал, что существо выловлено у острова Фиджи неким доктором Дж. Гриффином. Выставка была настолько популярна, что её несколько раз продлевали, и сам доктор Гриффин выступал на ней с лекциями.
На самом деле никакого доктора Гриффина не существовало. Под этим именем выступал коллега Барнума Леви Лайман. А сама русалка была искусным чучелом — туловище и голова обезьяны, лапы аллигатора, хвост и челюсть морской рыбы.
По официальной версии, оригинальный экземпляр сгорел вместе с Американским музеем в 1860-м, но уже тогда фиджийские русалки были настолько популярны, что неоднократно копировались и другими мистификаторами вроде Роберта Рипли.
Сегодня известно, что одна из главных мистификаций рубежа XIX и XX веков появилась ещё задолго до Барнума. Морские девы выставлялись на импровизированных выставках ещё в эпохи Ренессанса и барокко. А экспонатами становились замаскированные чучела дюгоней и в редких случаях — детей, больных сиреномелией.
Что касается морской девы Барнума, сегодня исследователи считают, что его экспонат был создан около 1810 года в Японии, где подобные «произведения» традиционны среди рыбаков.
24.04.24 / Городские легенды