Инструменты пользователя

Инструменты сайта


блог:2024:22.01.24_-_дом_кикиморы

Дом кикиморы

Один из самых популярных городских мифов современной Перми рассказывает нам о доме, которого больше нет.

Тот каменный большой в два этажа дом стоял когда-то на углу Петропавловской и Обвинской улиц. Дом был отстроен и покрыт железом, но так и не был отделан и заселён.

Хозяином дома был Елисей Леонтьевич Чадин, советник уголовной палаты, скверный характер которого мешал ему стать и вправду уважаемым в обществе человеком. Он был необычайно скуп и запомнился жестокостью по отношению к дворовым людям, чьи руки не только строили дом, но и готовили для него кирпич.

В то время пермяки не строили таких домов. Двухэтажные особняки принадлежали либо государству, либо столичным владельцам заводов. Поэтому, вероятно, советник Чадин был ко всему прочему ещё и честолюбив.

Однако дом за полсотни лет так и не был достроен. Современники Чадина считали, что всему виной суеверие, что новые дома закладывались на чью-то голову. Традиционно, жертвой становилось животное. Но говорят, что строители-крепостные так сильно невзлюбили Чадина, что тот всерьёз опасался за свою жизнь.

А не любить было за что. Когда строительных материалов для дома не хватало, беспринципный Чадин посылал своих дворовых на ближайшее Егошихинское кладбище. Оттуда они тащили надгробные плиты, которые затем закладывали надписями вниз в полы и печи.

Но в какой-то момент терпение крепостных, очевидно, лопнуло. Говорят, в день именин Чадина, дворовые испекли именинный пирог прямо на обломке одной из плит. Скандал был грандиозный, когда гости увидели на пироге отпечаток адамовой головы (череп и скрещенные кости) рядом с именем именинника.

Ходят слухи, что впечатление суеверного Чадина было настолько велико, что после этого он серьёзно заболел и вскоре умер. Что интересно, дата и причина смерти этого человека неизвестны до сих пор. Но это далеко не единственная странность в недостроенном доме.

Вроде как ещё при жизни Чадина стали ходить по городу слухи, что в доме творится чертовщина. Одни слышали выходящие из-под земли стоны. Другие сообщали о неразборчивых голосах и других звуках прямо в стенах. Третьим чудились стуки и грохот бьющихся вещей. Так или иначе, проходя ночами мимо пустовавшего чадинского дома, крестьяне осеняли себя крёстным знамением и ускоряли шаг.

Со временем, местные жители стали рассказывать друг другу о взбалмошной кикиморе, которую разбуженные похитителям надгробий мертвецы послали в дом к Чадину. Кикиморы, как известно, не терпят соседей и своими проделками могут прогнать любого здравомыслящего человека прочь.

А затем в опустевший дом стали наведываться разбуженные мертвецы, чтобы отыскать свои могильные плиты среди груды камней.

Странности не закончились даже после крупного пожара в 1842 году, когда сгорела почти вся Пермь. Но чадинский дом остался нетронутым.

Уже после пожара набожная старушка стала рассказывать, как в самый разгар пожара оказалась вдруг около недостроенного особняка. Вокруг горело всё, но не этот дом, в слуховом окне крыши которого старушка видела женщину в белом чепце. Платочком она отмахивалась от огня с соседних крыш. Говорят, это и была та кикимора, сохранившая безнадзорный дом.

Рассказ старухи подхватили горожане и скоро гудел уже весь город, конечно, приукрашивая оригинальную версию зловещими подробностями. В итоге сначала народ митинговал, ругая начальство и их действия во время пожара, а затем вовсе обвинял в сговоре с чертями.

Губернатор города даже приказал арестовать старуху. Но та на допросе даже под присягой не взяла свои слова назад. Мол, врать и грех на душу брать ей незачем. Отпустили её через несколько дней, строго запретив смущать город слухами.

После пожара дом купил один предприниматель, но вскоре уступил его городскому обществу, а около 1861 года его снесли. Рассказывают, что незадолго до сноса городской архитектор осматривал необитаемый дом.

В подвале он обнаружил очень глубокий колодец неизвестного назначения. Наверное, это могла быть слабо засыпанная и снова открывшаяся горная шахта, которых в тех местах было великое множество. Но вкупе со слухами вокруг чадинского дома, колодец нагонял суеверной жути.

На месте снесённого дома появился деревянный домик с квартирами для актёров, а после он стал питейным заведением, где подавали портер. В 1880-х на том месте вместо портерной появилась «Мариинская женская гимназия», в здании которой сегодня расположился главный корпус «Пермского аграрно-технического университета».

Чадинского особняка не существует уже почти 200 лет. Но при этом истории вокруг него продолжают жить. Почти что нерукотворный памятник.


22.01.24 / Городские легенды

блог/2024/22.01.24_-_дом_кикиморы.txt · Последнее изменение: Коллекционер Сказок